Тростевые инструменты
Мы можем сделать многие инструменты из семейства тростевых эпохи Ренессанса.
На фотографии представлен консорт, состоящий из трех корнамузов
и бас-крумхорна одной из существовавших в те времена
конструкций. Звуки этих инструментов обладают уникальными природными свойствами.
Конструкции навеяны основными ремесленными и музыкальными идеями XVI–XVI
веков. Инструменты прекрасно вписываются в ансамбли Ренессанса и Средневековья.
Габариты корнамуза баса F видны на снимке слева в сравнении с тенором, бас - крумхорн - на снимке справа. Остальное - пропорционально, можно
посмотреть на сайте на фото выше.
Корнамузы и крумхорны - это одни из самых "боевых" ансамблевых
инструментов
европейского Ренессанса.
Я делаю инструменты от баса F до сопрано C.
По громкости крумхорны чуть громче блокфлейт, корнамузы могут
"дотягиваться" по громкости и до шалмеев, особенно с раструбами на
конце. У крумхорнов звук "гнусаво шелестящий, подхрюкивающий"(определение моё, прошу простить!). У корнамузов более
открытый, певучий.
На этих инструментах играть посложнее, чем на блокфлейте.
Очень калоритны в ансамбле!
В настоящее время мы изготавливаем также прекрасный маленький капсюльный
шалмей. В Германии инструменты этого семейства назывались «Раушпфайф».
Существовали инструменты от сопранино до баса. Мы делаем небольшой, но
очень ярко звучащий инструмент. Это сопранино (F). На нём можно играть как
с капсулой (как на корнамузе), так и с открытой тростью (как на шалмее).
Диапазон октава + квинта. Инструмент очень хорош в средневековой
музыке!
Корнамузы и крумхорны
правила обращения, настройка, аппликатура, правила игры,
изготовление тростей
Общяя характеристика инструмента
Инструменты имеют цилиндрический канал небольшого диаметра (4,5 - 7,5 мм)и небольшие управляющие и подстроечные отверстия (2 -5 мм). Трость - двухлопастная, в современном исполнении чаще пластмассовая. Характерный диапазон - октава + терция. Известны разновидности от сопрано до большого баса (До). Инструменты этого типа существовали примерно с конца 15го до сердины 17го века. Однако подобные им инструменты, существовали и ранее. Канал был прямым в корнамузах и изогнутым - в крумхорнах. Инструменты этого типа были распространены по всей Европе. Наиболее характерное применение - это игра в ансамбле, как в однородном, так и совместно с блокфлейтами и струнными инструментами.
Правила обращения с инструментом
Более всего подвержены воздействию влаги капсула(верхняя часть инструмента) и верхняя часть "ствола" инструмента, в которую вставлена трость. Эти части инструмента следует регулярно смазывать какой нибудь жировой смазкой. Лучше всего подходит бесцветный воск для обуви, содержащий гусиный жир, ореховое масло и воск. Если Вы играли долго, то в капсуле скапливается влага, которую надо удалять и протирать капсулу насухо изнутри. Если на улице мороз, то мокрая изнутри капсула при охлаждении может треснуть. Избегайте этого,-храните капсулу в тепле.
Не делайте резких движений, когда снимаете капсулу чтобы не повредить трость.
Канал инструмента смазки не требует.
Настройка
В основном настройка производится с помощью трости.
Самая грубая: закрывание или открывание трости при надавливании двумя пальцами на трость в зоне регулировочной проволоки. Закрывание (уменьшение зева трости) ведёт к повышению строя, открывание - к понижению. При этом лучше сделать несколько маленьких движений, чем одно грубое. Обратите внимание не то, что при закрывании верхнии ноты повышаются быстрее, чем нижние, а при открывании верхние ноты понижаются быстрее, чем нижние.Соответственно, для выравнивания строя инструмента после закрывания трости её приходится несколько выдвинуть. После открывания - вдвинуть.
Если требуется лишь незначительно изменить строй, то вдвигают или выдвигают трость.
Наиболее точная ансамблевая настройка (после грубой) осуществляется с помощью воска или пластелина или скотча в отверстиях. Такая настройка делается только, если действительно в ней есть необходимость. При этом чаще подстраивают верхние ноты и ноты с вилочной аппликатурой. Например, в случае тенора это До диез,Си бемоль, Фа диез, Фа. Соль диез.
Аппликатура
Она очень похожа на аппликатуру блокфлейт. Но есть и особенности. Основная особенность -это "пальцовка" для нот, которые на блокфлейте берутся вилочным способом, например Си бемоль (сопрано/тенор). На корнамузе после открытого отверстия могут быть закрыты одно, два или даже три отверстия ( на блокфлейте -два). Аналогично для нот Фа, Фа диез, Соль диез. Верхнее До диез может быть в нескольких вариантах: стандартное флейтовое, 1, 3 в верхнем ряду, просто нижнее закрыто, 3 в верхнем ряду + нижнее закрыто.
Этои аппликатурные особенности обусловлены более сильной, чем у блокфлейты зависимостью аппликатуры от состояния "генератора звука" (свисток, трость).
Правила игры
Точнее, речь пойдёт о технических приёмах звукоизвлечения. В отличие от шалмеев, габоев, фаготов, при игре на корнамузе/крумхорне губы и язык не контактируют с тростью. Поэтому требуется очень чёткий запуск трости, что достигается артикуляцией типа "Ту". При этом каждая нота открывается и закрывается ударом языка по отверстию в капсуле. Если этого не делать, а пытаться дышать как на блокфлейте, то расходуется слишком много воздуха и начала нот становятся вялыми, неконкретными. После того, как нота зазвучала, её необходимо удерживать очень чётко, сохраняя давление воздуха постоянным. В этом случае звук будет оставатьсяч постоянным по высоте, не будет плавать. Это однако не означает, ч то нельзя играть "легато", просто это посложнее, так как даже при "легато", язык всё-равно продолжает работать, только более тонко.
Если Вы только учитесь играть на таких инструментах, то надо делать упражнения: тянуть длинные ноты следя за постоянством давления и высоты звучания.
Нижние ноты на инструменте удерживать легче, верхние - труднее.
Труднее всего играть на сопрано и басе. В первом случае трость очень маленькая и тонкая, и небольшие колебания давления приводят к заметным отклонениям в звуке. При игре на басу наоборот: трость большая и для удержания нот требуются приличные усилия. Легче всего начинать учиться на альте.
И ещё несколько слов о дыхании. При игре на корнамузах/крумхорнах воздух почти не расходуется, поэтому приходиться думать не только о том, когда вдохнуть, но и о том, когда выдохнуть.
Иначе говоря приходится чётко соразмеряться с музыкой.
© 2003, Сергей Шек
Сайт создан веб-студией Hextor